Новый Жилищный кодекс коренным образом изменил порядок, по которому граждане могли получить бесплатную квартиру от государства. Раньше встать в очередь могли те, кто имел жилплощадь меньше установленной социальной нормы. Теперь это необходимое, но недостаточное условие. Нужно еще, чтобы человек или семья были признаны малоимущими и подтвердили этот статус на момент получения квартиры. Кроме того, в социальном жилье автоматически окажутся все те, кто не захочет или не успеет приватизировать его до 2007 г.
Встать в очередь на улучшение жилищных условий (то есть получить право на бесплатное предоставление жилья по договору социального найма) могут малоимущие граждане, не способные реализовать свои жилищные потребности самостоятельно, если они будут признаны таковыми местными органами власти. Порядок признания людей малоимущими должны определить в ближайшее время органы власти города Москвы. Предполагается, что при этом будут учитываться уровень доходов и стоимость имущества семьи. Вне очереди жилье по договорам социального найма будет предоставляться гражданам, квартиры которых признаны непригодными для проживания и не подлежат реконструкции и ремонту, детям-сиротам, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В Москве в первую очередь планируется решить квартирный вопрос всех внеочередников, взятых на учет на предоставление нового жилья на 1 января 2005 г. Таких в столице насчитывается 1300 семей. В их число входят дети-сироты, жители аварийных домов и тяжело больные москвичи, то есть все те, кого новый Жилищный кодекс обязывает обеспечивать бесплатным жильем вне очереди. Всего в столице стоят в очереди около 200 тысяч семей, льготников среди них в общей сложности 79 тысяч. Для того чтобы ускорить получение жилья для всех очередников, как считают в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, следует предлагать людям более удобные схемы покупки жилья в рассрочку. С этой целью столичные власти выделяют из бюджета субсидии на приобретение квартир. В прошлом году город таким образом субсидировал более тысячи очередников. По данным Департамента экономической политики, в этом году на субсидии претендуют 20 тысяч очередников, тех, кто сам в состоянии оплатить 40% стоимости квартиры.
Между тем с учетом подорожания жилья получить субсидию в 2005 г. смогут в два раза меньше семей, чем четыре года назад. В городском Департаменте жилищной политики и жилищного фонда полагают, что выход из положения — ипотечные кредиты. Будь они более доступными, как минимум 15 тысяч очередников, по данным Департамента экономической политики, купили бы хоть сегодня жилье в рассрочку. Популярность этого варианта подтверждает тот факт, что объемы жилья, реализуемого очередникам в рассрочку, уже возросли в 2,5 раза.
В течение года московские законодатели вносили предложения и поправки по существу нового жилищного законодательства. Кроме того, Москва уже несколько лет осуществляет свою жилищную политику в соответствии с законами, принимаемыми депутатами Мосгордумы. Среди них Закон города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» от 12 мая 1999 г. № 23-52 (с изменениями на 16 февраля 2005 г.), Закон города Москвы от 9 сентября 1998 г. № 21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» (с изменениями на 14 января 2004 г.) и др.
31 мая 2005 г. московское правительство приняло постановление № 382-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2004 году и о городских жилищных программах на 2005 год», которым устанавливается, что общая площадь жилых помещений, направляемых для обеспечения граждан, нуждающихся в жилых помещениях, распределяется в пропорциях, соответствующих численности данных категорий в общем составе нуждающихся в жилых помещениях:
• 40% — на обеспечение граждан, имеющих жилищные льготы на предоставление жилых помещений согласно законодательству;
• 60% — на обеспечение граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях и не имеющих жилищных льгот на предоставление жилых помещений согласно законодательству.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются субсидии из городского бюджета на строительство или приобретение жилья в соответствии с очередностью по дате постановки на учет, с преимущественным правом на их получение участниками Московской программы «Молодой семье — доступное жилье», а также желающими воспользоваться ипотечным жилищным кредитованием.
Кроме того, жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются в соответствии с очередностью по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, проживающим в городе Москве не менее 10 лет:
• имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2000 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
• имеющим право на первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 1988 г. (для Зеленоградского административного округа — до 1 января 1996 г.) с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
• принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях до 1 января 1986 г. (для Зеленоградского административного округа — до 1 января 1993 г.);
• участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г.;
• гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по категории «военнослужащие, уволенные в запас», которые призваны на военную службу из города Москвы и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 1996 г.;
• гражданам, включенным в программу обеспечения жилой площадью на 2004 г. в соответствии с Законом города Москвы от 26 мая 2004 г. № 31 «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году», которым жилые помещения не были предоставлены.
По новому федеральному закону расширились права собственника. Например, собственник жилья, вступивший в брак, при разводе сохраняет свою собственность за собой. Но вместе с тем законодательство предусматривает защиту прав женщин. Суд может обязать собственника квартиры обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник платит алименты. А вот разводящимся супругам, которые живут в неприватизированной квартире, как и при старом кодексе, придется продолжать проживать вместе. Ведь они не собственники, а всего лишь наниматели. А для них новый Жилищный кодекс не предусматривает для раздела никаких правовых оснований.
Иначе стали регулироваться права жильцов муниципальных квартир и по части оснований к выселению. Таких оснований стало больше.
До сих пор существовало положение, согласно которому выселить с государственной жилплощади можно было только того, кто разрушает свою квартиру или делает невозможным для соседей проживание с ним в одном доме. Новый кодекс дает иную формулировку. Теперь выселению подлежат наниматели и члены их семей, если они систематически нарушают права и законные интересы соседей. К подобным правонарушениям могут быть отнесены громкая музыка, плохие запахи, регулярные и шумное распитие спиртных напитков, содержание большого количества животных.
Усложняется и порядок сдачи неприватизированных квартир внаем. По новому кодексу, во-первых, пустить жильцов можно будет, только передав наймодателю (ЖЭКу или управе района) экземпляр договора найма, в котором должны быть указаны все постояльцы, их паспортные данные, срок, на который сдается квартира, и т. д. Во-вторых, договор найма квартиры объявлен возмездным. То есть сдавать квартиру в так называемое безвозмездное пользование (даром) больше нельзя.
В Жилищном кодексе есть статья 59, которая устанавливает порядок предоставления освобождающихся помещений в коммунальной квартире. Первоочередное право получения освободившейся комнаты получают соседи. Если кто-то из них уже признан малоимущим и стоит в очереди, то он и получит комнату по договору социального найма. Если нуждающихся нанимателей нет, комната может быть предоставлена по договору купли-продажи. И только в том случае, если никто из соседей не захочет ее купить, она заселяется в общем порядке.
18 мая 2005 г. Государственная дума России внесла поправки в кодекс, которыми устанавливается, что все граждане, поставленные в очередь до 1 января 2005 г., сохраняют право на получение социального жилья и в дальнейшем (в том числе и на получение жилья в первоочередном и внеочередном порядке). Это означает, что пересмотра старой очереди по новым основаниям не будет, и положения Жилищного кодекса, согласно которым на постановку в очередь имеют право только малоимущие, на старых очередников не распространяется.
Кроме того, уточнятеся, что все граждане, вселившиеся на основании ордера, но не успевшие оформить договор социального найма до 1 марта 2005 г., имеют возможность приватизации до 1 января 2007 г.
Доработкой городского законодательства в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ занимается и рабочая группа, созданная при Правительстве Москвы.
«Горячие линии» Департамента жилищной политики и жилищного фонда:
• по программе «Молодой семье — доступное жилье» (автоответчик): 229-72-49;
• по ипотечному кредитованию (автоответчик): 229-77-97;
• по жалобам и претензиям к сотрудникам Департамента и его районных служб: 290-39-60.
С подборкой материалов, посвященных жилищным проблемам, можно ознакомиться на информационном портале www.mpress.ru
По материалам Пресс-центра МГД